Железная дорога — динозавр.

«Железная дорога — динозавр. За 100 лет в этой отрасли не сделали ничего нового!» — заявил не без доли лукавства популярный венчурный капиталист-миллиардер Илон Маек. Так он отреагировал на планы правительства Калифорнии проложить высокоскоростную железную дорогу, которая соединила бы район Сан-Франциско — сердце мирового хай-тека — с крупнейшим городом Америки и штата Лос-Анджелесом.

ПОЛЕТ В ПУСТОТЕ

Слово Hyperloop (гиперпетля) мир узнал в июле 2012 года как название предложенной Ма-ском высокотехнологичной альтернативы. Но ничего нового миллиардер не придумал. Идея «вакуумного поезда» возникла почти двести лет назад, в частности ее развивали русский
ученый Борис Вейнберг, а также пионер американского ракетостроения Роберт Годдард. Правда, тогда для реализации идеи не было технологий. А сейчас есть. Во всяком случае, так считает Илон Маек.

Смысл проекта в том, чтобы соединить преимущества наземного и авиационного транспорта. Поезд — это удобно. Садишься в вагон в центре одного города и приезжаешь на вокзал в центре другого. Самолет летит быстрее, но сколько времени уходит на поездки в аэропорт и из аэропорта, на ожидание посадки и получение багажа! Именно поэтому курсирующий между Москвой и Петербургом скоростной поезд «Сапсан» как минимум не проигрывает авиации. Но на более протяженных маршрутах самолет пока вне конкуренции. Есть поезда и побыстрее «Сапсана»:
например, французский TGV эксплуатируется на скорости 320 км/ч, однако до авиационных 800-900 км/ч ему далеко. Мешает трение о рельсы и лобовое сопротивление. Реактивный пассажирский самолет, чтобы разогнаться до крейсерской скорости, уходит на 10-12 км ввысь, туда, где воздух уже сильно разрежен. Сверхзвуковые «Конкорды» и Ту-144 забирались и того выше.

Чтобы поезд мог мчаться, как лайнер, нужно избавить его от опоры на рельсы, то есть заставить висеть в воздухе, а точнее — лететь. Сделать это можно двумя способами: с помощью воздушной подушки или магнитной подвески (маглева). И то и другое давно существует. Победить сопротивление воздуха удастся, если поместить поезд в трубу, из которой воздух будет откачан насосами. Движение вперед обеспечит линейный электродвигатель, то есть сила электромагнитного поля. Вот что такое «вакуумный поезд».

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>